Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главная

Художественное стекло и керамика

Музейные фонды насчитывают свыше 1000 экспонатов декоративно-прикладного искусства. Коллекция керамики и стекла художников Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и Твери включает в себя произведения, созданные в 1970–1990-е годы.

Наталья Савинова. Клетка. 1987
Наталья Савинова
Клетка. 1987

Наиболее полно представлена керамика Санкт-Петербурга, в том числе, работы таких известных мастеров, как В. Васильковский, В. Цыганков, М. Копылков, Н. Савинова, В. Цивин. Именно эти художники составляли в 1970-1980-е годы ядро группы «Одна композиция», каждая выставка которой становилась событием художественной жизни тех лет. Эти художники не только утверждали в искусстве вечные законы пластики, но и являли пример подлинной свободы творчества в условиях идеологического давления.

Василий Цыганков. Ремонт. 1987–88
Василий Цыганков
Ремонт. 1987–88

Московская керамика представлена произведениями А. Бржезицкой, Н. Полторацкой, Т. Акуловой, И. Лясс. Камерные композиции старейшего мастера фарфора Асты Бржезицкой — это целая эпоха в искусстве. В своих лучших работах на литературную и театральную тематику художница сумела воспроизвести не только очень точные образы героев, но и гармонично приблизить их к миру человеческого быта. Юмор и особая теплота отличают миниатюрные композиции «Леда и Лебедь», «Ревизор», «Моя бабушка». Аста Бржезицкая с удовольствием работала над пластическими иллюстрациями к произведениям русских классиков А. П. Чехова и А. С. Пушкина. В фондах галереи хранятся одни из лучших работ её «пушкинианы» — триптих «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама» и «Сон Татьяны».

Нина Малышева. Затянувшееся объяснение. Поедем на БАМ. 1976
Нина Малышева
Затянувшееся объяснение. Поедем на БАМ. 1976

Калининградская керамика представлена произведениями супругов С. и В. Андреевых, В. и В. Елфимовых, Г. и С. Олоничевых, Е. Зорькиной. Как и многие местные керамисты, они работают с шамотом — прекрасным материалом, имеющим крепость кирпича и необычайную пластичность. С незапамятных времён на этой территории, имеющей большие запасы разнообразных глин, было развито гончарное производство. В 1958 году в Калининграде был образован керамический цех, в творческом коллективе которого успешно работали разные по художественному почерку мастера, объединённые стремлением пластическими средствами передать своё видение мира.

Ольга Козлова. Вешние воды. 1990
Ольга Козлова
Вешние воды. 1990

В фондах галереи хранится большое собрание художественного стекла. Коллекции стеклодувов Москвы, Санкт-Петербурга и Твери позволяют составить достаточно полное представление об этом виде искусства, осветить широкий диапазон стилей, манер и приёмов обработки материала.

Во второй половине двадцатого века стеклоделие вступило в новую фазу развития. Появление трёхмерного объёмно-пространственного объекта как предмета эстетического созерцания и эмоционального переживания многое изменило в работе стеклоделов. Расширилась палитра художественных средств. Живопись, графика, скульптура — все зазвучало на языке стекла, обрело неповторимую выразительность. Обращение художников к чистой пластике, не связанной с посудными формами, отражало общие перемены в развитии этого вида творчества в 1980-е годы и стремление ввести его в ранг большого искусства. Художники открыли для себя возможность, используя особую пластичность этого материала, свободно выражать все, что волнует современного человека. Среди произведений этого периода выделяются два наиболее значимых направления, различающихся по принципу формообразования: изобразительно-ассоциативное и «чистая форма», где основное место занимает эксперимент с материалом.

Татьяна Акулова. Амфора. 1990
Татьяна Акулова
Амфора. 1990

Образная ассоциация всегда присутствует в произведениях художника из Твери Б. Федорова. В композиции «Ландшафт» из бесцветного хрусталя с гравировкой ярко выражена чистота и хрупкость материала, элегическая грусть, созерцательность, раздумье.

Борис Федоров. Ландшафт. 1994
Борис Федоров
Ландшафт. 1994

Шарообразные рельефные объемы работы «Мир планет» Л. и Д. Шушкановых с их зеленовато-синими тонами обращаются к воображению зрителя, увлекая его в неведомые пространства космоса.

Татьяна Шушканова. Парад планет. 1988
Татьяна Шушканова
Парад планет. 1988

Стеклопластика — характерное явление для мирового студийного стекла последних десятилетий ХХ века — широко представлена в фондах музея работами С. Рязановой, Т. Сажина, И. Коржевой-Чувелевой.

Ирина Коржева-Чувелёва. Танцующие ангелы. 1993
Ирина Коржева-Чувелёва
Танцующие ангелы. 1993