Основу коллекции ювелирного искусства составляют уникальные украшения, созданные в 1970–90-е годы. Основные ювелирные школы в коллекции музея: ленинградская, московская и костромская.
Ленинградская школа ювелирного мастерства представлена работами И. Ершова, В. Поволоцкой, В. Ерцева, Л. Браславского, В. Соловьевой, создавших неповторимые изделия из цветного камня. В. Ерцев является одновременно художником-автором, мастером-исполнителем и конструктором-технологом. Его работы объединяет только название «шкатулка», а все остальное: форма, технологические приемы и прочее — различны. Произведения «Муха», «Льдинка», «Родник» выполнены с высочайшим мастерством. Не менее интересны композиции из агата Л. Браславского. Любовное и бережное обращение с цветным камнем роднит эти произведения с работами уральских художников-ювелиров. Некоторая суховатость и четкая конструктивность композиций свойственна работам В. Поволоцкой, выполненным в так называемом дизайнерском стиле: серебряные гривны с розовым халцедоном и кулоны с синей яшмой и агатом. В. Соловьева представлена уникальными шкатулками «Русский венок», «Отражение» и гарнитуром «Зеленая лампа», выполненными в технике мозаики.
Изящными, искусно выполненными украшениями представлена московская школа. Талант В. Беляева, его тонкий художественный вкус, внутренняя культура и удивительное мастерство превращают драгоценный камень и серебро в произведение искусства. В поисках новых путей москвичи освоили и умело использовали принципы народного искусства. Достаточно назвать броши «Ковер» и «Цветок» А. Попова, оригинальные гривны «Медео», «Космос», «Песня Севера» А. Ярошенко, чтобы убедиться в том, что московские ювелиры смело экспериментируют с формой, по-новому осмысливают богатые традиции русского ювелирного искусства.
В собрании музея присутствуют произведения одного из старейших промыслов России — села Красного-на-Волге Костромской области. Традиции, заложенные в Красном селе, предопределили обращение современных художников В. Марьина и З. Козиной к скани в ее «чистом» виде, то есть без добавления каких-либо других технических приемов, и к технике зерни. Их работы отличает тонкость технической отделки русской филиграни, ажура в сочетании с полудрагоценными и поделочными камнями.
В коллекции музея находятся и произведения калининградских художников-ювелиров, получивших признание на многих российских и международных выставках. Это закономерно, поскольку Калининградская область располагает уникальным месторождением янтаря. В настоящее время, бесспорно, можно говорить о сложении местной художественной школы обработки янтаря, которая впитала в себя достижения предшественников и дополнила их своим собственным неповторимым подходом к балтийскому самоцвету. Произведения в коллекции музея свидетельствуют о высоком уровне эстетического осмысления природных достоинств янтаря, об увлеченности и очарованности художников солнечным камнем. Янтари сложного рисунка, яркие, как праздник, вбирающие целую гамму цветов, представлены художником Э. Лисом. «Обычные» желто-медовые янтари вдохновляли В. Шорохова. Он был убежден, что каждый камень имеет свою душу и задача художника, поняв ее, найти единственно верное решение в его обработке и использовании, примером чему служит гривна «Галактика». Мастер Г. Лосец применяет янтарь в поделках повседневного характера: трубках, мундштуках, шкатулках. Интересным художественным материалом являются пейзажные янтари, которыми увлекается Ю. Решетько.
Художественная выразительность изделий достигается активным использованием металла. Высокая культура его ювелирной обработки калининградцами обусловлена наследованием традиций русского ювелирного искусства и в немалой степени объясняется тем, что большинство из них — питомцы Красносельского училища художественной обработки металлов, славящегося подготовкой ювелиров, в совершенстве владеющих изысканной техникой русского ювелирного дела — филигранью, и выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, старейшего училища страны, имеющего богатые художественные традиции.
В арсенале выразительных средств, используемых ювелирами в настоящее время, наряду с ажурной и накладной филигранью, кольчужным плетением, оксидированием металла, широко используется литье, гальванотехника, опаливание, чеканка, гравировка, зернь, эмаль, полировка и отбеливание серебра. К гармоничному сочетанию янтаря и металла стремятся Л. Серебрякова, Ф. Красавцева, Н. Жутикова, Л. Сахарова и Н. Лапинус. Единства украшений в комплектах они достигают не столько повторением формы и композиции изделий, сколько одухотворенностью и общим эмоциональным звучанием, определяемым внутренними закономерностями построения каждого гарнитура, позволяющими сохранить индивидуальные особенности янтарей.