Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главная

«Новая реальность». Элий Белютин

Музей обладает одним из крупнейших в России собранием произведений живописи и графики Элия Белютина и учеников  его студии «Новая реальность»:  Т. Нефедовой, В. Булдакова, Н. Ельшевского, Т. Столяровой, А. Крюкова и других.

Виктор Булдаков. Моисей и мастер. 1999
Виктор Булдаков
Моисей и мастер. 1999

Формирование студии происходило на рубеже 1950–1960-х годов, когда особую значимость приобрели идеи авангардистов начала века о духовных основах жизни и о философском смысле искусства, нуждающихся в обновленных формах выражения. Студия объединила более трехсот прикладников, живописцев, графиков, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Элий Белютин воспринимался коллегами и учениками как непосредственный преемник и носитель идей родоначальников русского авангарда. С момента своего появления и на протяжении всего советского периода студия «Новая реальность» подвергалась гонениям, однако, несмотря на всесторонние запреты, не прекращала свою работу.

Марина Зенчева. Исполины. 1999
Марина Зенчева
Исполины. 1999

Только с 1989 года она получила возможность свободно демонстрировать свои работы, тем самым активно участвуя в процессе легализации советского андеграунда. В 1990 году Калининградская художественная галерея одной из первых в стране широко экспонировала выставку студии Элия Белютина.

Элий Белютин. Натюрморт. 1945
Элий Белютин
Натюрморт. 1945
Элий Белютин. Русский танец. 1987
Элий Белютин
Русский танец. 1987

По мысли живописца-авангардиста Аристарха Лентулова, «новая реальность» — это реальность внутренней жизни человека, бесконечно сложной и противоречивой. Художник стремится изображать именно эту реальность, а не механически воспроизводить на холсте облик окружающего мира. Многое в творческом методе Белютина корреспондировалось с художественными концепциями авангарда. Элий Белютин создал «теорию всеобщей контактности», которой и следовали студийцы. Его можно назвать одним из основателей системы изобразительного кодирования, способной обнажать глубинные переживания человека. Живопись студии пропагандирует идеи эмоционального постэкспрессионизма. «Пишите не то, что видите, а что при этом испытываете. Создавайте не подобие предмета, но всю сложность переживаний, которыми вы в момент работы охвачены» — это творческий принцип художников «Новой реальности». В их  произведениях человеческие чувства обретают форму пластических символов. Образная система Элия Белютина рассказывает о настоящем, устремлённом в будущее. Недаром современник художников-авангардистов назвал его студию «Школой творческого прозрения». Элий Белютин руководил студией до последних дней своей жизни.

Юрий Скопов. Крик. 1991
Юрий Скопов
Крик. 1991