Ювелирное искусство

Версия для печатиОтправить другу по почте

Основу коллекции ювелирного искусства составляют уникальные украшения, созданные в 1970–90-е годы. Основные ювелирные школы в коллекции музея: ленинградская, московская  и костромская.

Валерий Марьин. Коробочка Ретро. 1985
Валерий Марьин
Коробочка «Ретро». 1985

Ленинградская школа ювелирного мастерства представлена работами И. Ершова, В. Поволоцкой, В. Ерцева, Л. Браславского, В. Соловьевой, создавших неповторимые изделия из цветного камня. В. Ерцев является одновременно художником-автором, мастером-исполнителем и конструктором-технологом. Его работы объединяет только название «шкатулка», а все остальное: форма, технологические приемы и прочее — различны. Произведения «Муха», «Льдинка», «Родник» выполнены с высочайшим мастерством. Не менее интересны композиции из агата Л. Браславского. Любовное и бережное обращение с цветным камнем роднит эти произведения с работами уральских художников-ювелиров. Некоторая суховатость и четкая конструктивность композиций свойственна работам В. Поволоцкой, выполненным в так называемом дизайнерском стиле: серебряные гривны с розовым халцедоном и кулоны с синей яшмой и агатом. В. Соловьева представлена уникальными шкатулками «Русский венок», «Отражение» и гарнитуром «Зеленая лампа», выполненными в технике мозаики.

Виталий Ерцев. Шкатулка Муха. 1977
Виталий Ерцев
Шкатулка «Муха». 1977

Изящными, искусно выполненными украшениями представлена московская школа. Талант В. Беляева, его тонкий художественный вкус, внутренняя культура и удивительное мастерство превращают драгоценный камень и серебро в произведение искусства. В поисках новых путей москвичи освоили и умело использовали принципы народного искусства. Достаточно назвать броши «Ковер» и «Цветок» А. Попова, оригинальные гривны «Медео», «Космос», «Песня Севера» А. Ярошенко, чтобы убедиться в том, что  московские ювелиры смело экспериментируют с формой, по-новому осмысливают богатые традиции русского ювелирного искусства.

Алексей Попов. Брошь Ковер. 1977
Алексей Попов
Брошь «Ковер». 1977

В собрании музея присутствуют произведения одного из старейших промыслов России — села Красного-на-Волге Костромской области. Традиции, заложенные в Красном селе, предопределили обращение современных художников В. Марьина и З. Козиной к скани в ее «чистом» виде, то есть без добавления каких-либо других технических приемов, и к технике зерни. Их работы отличает тонкость технической отделки русской филиграни, ажура в сочетании с полудрагоценными и поделочными камнями.

Игорь Брасюнас. Лоток для украшений Русалочка. 2003
Игорь Брасюнас
Лоток для украшений «Русалочка». 2003

В коллекции музея находятся и произведения калининградских художников-ювелиров, получивших признание на многих российских и международных выставках. Это закономерно, поскольку Калининградская область располагает уникальным месторождением янтаря. В настоящее время, бесспорно, можно говорить о сложении местной художественной школы обработки янтаря, которая впитала в себя достижения предшественников и дополнила их своим собственным неповторимым подходом к балтийскому самоцвету. Произведения в коллекции музея свидетельствуют о высоком уровне эстетического осмысления природных достоинств янтаря, об увлеченности и очарованности художников солнечным камнем. Янтари сложного рисунка, яркие, как праздник, вбирающие целую гамму цветов, представлены художником Э. Лисом. «Обычные» желто-медовые янтари вдохновляли В. Шорохова. Он был убежден, что каждый камень имеет свою душу и задача художника, поняв ее, найти единственно верное решение в его обработке и использовании, примером чему служит гривна «Галактика». Мастер Г. Лосец применяет янтарь в поделках повседневного характера: трубках, мундштуках, шкатулках. Интересным художественным материалом являются пейзажные янтари, которыми увлекается Ю. Решетько.

Геннадий Лосец. Шкатулка Квартет. 1988
Геннадий Лосец
Шкатулка «Квартет». 1988

Художественная выразительность изделий достигается активным использованием металла. Высокая культура его ювелирной обработки калининградцами обусловлена наследованием традиций русского ювелирного искусства и в немалой степени объясняется тем, что большинство из них — питомцы Красносельского училища художественной обработки металлов, славящегося подготовкой ювелиров, в совершенстве владеющих изысканной техникой русского ювелирного дела — филигранью, и выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, старейшего училища страны, имеющего богатые художественные традиции.

В арсенале выразительных средств, используемых ювелирами в настоящее время, наряду с ажурной и накладной филигранью, кольчужным плетением, оксидированием металла, широко используется литье, гальванотехника, опаливание, чеканка, гравировка, зернь, эмаль, полировка и отбеливание серебра. К гармоничному сочетанию янтаря и металла стремятся Л. Серебрякова, Ф. Красавцева, Н. Жутикова, Л. Сахарова и Н. Лапинус. Единства украшений в комплектах они достигают не столько повторением формы и композиции изделий, сколько одухотворенностью и общим эмоциональным звучанием, определяемым внутренними закономерностями построения каждого гарнитура, позволяющими сохранить индивидуальные особенности янтарей.

Любовь Серебрякова. Брошь Лесная. 1991
Любовь Серебрякова
Брошь «Лесная». 1991
п в с ч п с в
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30