Калининградские художники

Версия для печатиОтправить другу по почте

В собрании музея прекрасно представлены произведения калининградских художников. Коллекция насчитывает более 2 000 единиц хранения и постоянно пополняется.

О калининградском искусстве следует говорить особо, поскольку складывалось оно под воздействием совершенно разных художественных традиций. Зарождение этого феномена связано с заселением области в первые годы после Второй мировой войны. Будущие калининградцы прибывали из разных уголков страны, в основном это были выходцы из периферии России и Союзных республик. Местные исторические и культурные памятники, отождествлявшиеся в то время с нацизмом, подвергались планомерному уничтожению. Город создавал свою культуру практически с нуля, под воздействием господствующей идеологии.  Художественный язык соцреализма и тема труда определили главный вектор развития изобразительного искусства в Калининградском регионе в 1940–1970-е годы.

Валентин Григорьев. Дорога. 1971
Валентин Григорьев
Дорога. 1971

Художники, приехавшие сразу после войны, работали в общем идеологическом русле, отражая «романтику будней трудового народа», занимающегося строительством коммунизма на этой «новой земле». Так они создавали летопись освоения калининградской земли и Балтийского моря.

Жизнь области в разнообразных её проявлениях служила лейтмотивом творчества калининградских художников, вне зависимости от жанра. Специфика производственной тематики, главной в искусстве того времени, в Калининграде связана с морем. В том, что область прославилась как край рыбаков, есть немалый вклад местных мастеров изобразительного искусства. Калининградские художники часто получали заказы на эту тему. Собирая материал, они жили в рыболовецких колхозах, проводили дни в порту, отправлялись с промысловыми судами в Атлантику. Калининград как рыбацкий край предстаёт в работах практически всех художников. Одним из ведущих живописцев, отдававших предпочтение этой тематике, является А. Балабаев. В фондах галереи хранится большая коллекция его произведений.

Нина Даниленко. Долгая дорога домой. Лист 1. 1994
Нина Даниленко
Долгая дорога домой. Лист 1. 1994

Своеобразная красота калининградской природы всегда привлекала внимание художников. Пейзажный жанр занимал заметное место в творчестве А. Карякина. Главная тема произведений этого художника — природа и человек. Исповедуя традиции русской национальной школы живописи, тщательно изучая опыт своих предшественников, мастер никогда не ограничивал себя рамками «чистого пейзажа», он смело вводил в полотно элементы жанра, как бы приближая пейзаж к жизни людей. В лучших своих произведениях он пытался раскрыть единство человека и природы, связь рукотворной и первозданной красоты родной земли.

Надежда Матвеева. Тишина. 1993
Надежда Матвеева
Тишина. 1993

В коллекции музея представлено большое количество работ  признанного классика калининградского искусства, Народного художника России, М. Пясковского. Это имя хорошо известно  жителям региона. На протяжении многих лет являясь непременным участником выставок регионального, всероссийского и международного уровня, этот мастер давно заявил о себе как о создателе масштабных тематических картин, пейзажей, портретов, натюрмортов. В его пейзажах всегда чувствуется лирическое настроение, в портретах — стремление глубже раскрыть характер человека. Михаил Пясковский создал галерею образов своих современников, навсегда вошедшую в историю изобразительного искусства. В этих портретах в полной мере выразился талант художника и его представление о ценности человеческой жизни.

Нелли Смирнягина. На Кузнечном мосту. 2004
Нелли Смирнягина
На Кузнечном мосту. 2004

Созидательный пафос эпохи пронизывает и графические произведения тех лет, в том числе самую демократичную технику — линогравюру. Местные ландшафты и  романтика морских будней стали темами произведений А. Шевченко. На становление творческой манеры этого художника оказали влияние традиции  российской и литовской художественных школ. Совершая многочисленные поездки по области, он наблюдал природу края, знакомился с моряками, колхозниками, строителями, которые стали героями его произведений и первыми зрителями популярных тогда передвижных выставок.

Николай Батаков. Венера. 1996
Николай Батаков
Венера. 1996

Скульптура калининградских авторов представлена в фондах музея портретами, жанровыми композициями, анималистикой. Станковые произведения И. Гершбурга, М. Дунимана, Н. Моргуновой, супругов В. и С. Андреевых ярко демонстрируют характерные черты отечественного искусства этого времени.

Особым явлением калининградской художественной жизни можно считать творчество Л. Пономарёвой. Обладая незаурядным характером и исключительным пластическим даром, она возвратила скульптуре, находившейся в затяжном кризисе, монументальность и глубину содержания.

В начале 2000-х годов коллекция музея пополнилась графическими и живописными произведениями современных авторов, среди которых Н. Даниленко, Е. Печерский, П. Торопов, А. Машихина, В. Морозко.

Сергей Тюканов. Проект-2. 1992
Сергей Тюканов
Проект-2. 1992

Декоративное искусство калининградских художников представлено в фондах музея гобеленами и панно Н. Смирнягиной, О. Ульяновой, Е. Коломийченко, Н. Матвеевой. Эти работы отличает высокое мастерство исполнения и разнообразие материалов: наряду с шерстяными нитями используются пенька, сизаль, верёвка, монит, конский волос, шпагат и лён.

п в с ч п с в
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31