Калининградский музей изобразительных искусств, созданный немногим более тридцати лет назад, в 1988 году, сумел стать в один ряд с лучшими музеями России благодаря внушительной коллекции отечественной живописи и графики: от социалистического реализма до андеграунда и постсоветского искусства.
Ядро коллекции – работы художников второй половины ХХ века. Но и начало прошлого столетия представлено рядом ярких мастеров, хорошо знакомых каждому любителю искусства. Среди них классик академической живописи, пейзажист Юлий Клевер, Роберт Фальк – один из основателей «Бубнового валета», художник, чье влияние на искусство нонкомформистов трудно переоценить, Самуил Адливанкин – соратник А.Родченко и Л. Поповой, представитель «Нового общества живописцев» и объединения «ОСТ», Михаил Куприянов – один из трех «Кукрыниксов» и многие другие.
Советская власть внесла свои коррективы в развитие отечественного искусства, но даже находясь в строгих рамках единственно разрешенного стиля – соцреализма – художники второй половины ХХ века смогли создать выдающиеся произведения изобразительного искусства. Идеологические запреты не помешали таким мастерам, как Юрий Непринцев, Евгений Кибрик, Аркадий Пластов, Владимир Серов, Алексей и Сергей Ткачевы, написать картины, вошедшие в золотой фонд русской живописи… и в коллекцию Калининградского музея изобразительных искусств.
Рубеж 1950-х и 1960-х ознаменовался не только «оттепелью» и критикой культа личности, но и появлением «сурового стиля». Новыми советскими героями стали простые работяги, а от неброских пейзажей трудовых будней повеяло свежим воздухом искренности и строгой романтики. Подтверждение тому – картины Игоря Обросова, Николая Андронова, Андрея Васнецова и Гелия Коржева в собрании музея. В это же время формируются художники следующего поколения, яркие представители региональных школ: Ким Бритов, Борис Домашников, Иосиф Павлишак, Татьяна Яблонская – каждого из них отличает собственная хорошо узнаваемая манера, а также тот импульс, который они сумели придать развитию изобразительного искусства.
Семидесятники оставили не менее яркий след в истории русской живописи. Продолжая поиски предшествующего десятилетия, они сумели найти собственные решения, свой особый взгляд на искусство и на окружающий мир. Соотнося современную жизнь с классическими образами искусства, такие художники как Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова и другие словно перебрасывают мост через столетия, демонстрируя преемственность культуры в целом, что для музейного собрания особенно важно.
Наряду с официальным искусством в Советском союзе существовало и неофициальное. Художники, чьи работы тогда не выставлялись, обвинялись в формализме и даже запрещались, те, кто участвовал в квартирных и бульдозерных выставках, ныне – признанные мэтры отечественного искусства, без имен которых не может обойтись история русской культуры. Работы Евгения и Льва Кропивницких, Михаила Шемякина, Анатолия Зверева, Владимира Сидура представлены в фондовом собрании музея.
Отдельного упоминания заслуживает внушительная коллекция произведений знаменитого художника советского андеграунда Элия Белютина и учеников его студии «Новая реальность». Вдова Элия Михайловича, историк искусства, автор множества научных трудов, Нина Михайловна Молева лично передала эти произведения в дар Калининградскому музею изобразительных искусств.
К концу ХХ века отечественное искусство идет разными путями. На рубеже тысячелетий продолжают работать мастера советского периода и нонкомформисты, новые поколения художников завоевывают признание – все ограничения, стилистические, сюжетные и прочие, сняты. Молодые авторы активно принимают участие в различных художественных проектах, в числе которых и «Международная Биеннале графики стран Балтийского моря «Калининград-Кенигсберг», инициированная Калининградским музеем изобразительных искусств.
С момента своего появления музей регулярно получает в дар и активно закупает произведения современных российских художников, в результате чего коллекция отечественного искусства постоянно пополняется новыми яркими работами в различных жанрах и техниках.