Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Коллекции


Коллекция факсимильной графики Калининградского музея изобразительных искусств представлена известнейшими именами западноевропейской истории искусства от эпохи Возрождения до классицизма. Уникальные листы Альбрехта Дюрера, Джованни Батиста Пиранези, Лукаса Кранаха Старшего, Жана-Мишеля Моро (младшего), Франческо Бартолоцци и других мастеров были подарены Музею в 1995 году вдовой немецкого скульптора Германа Брахерта Ирмгардт Зиглох. Это их семейная коллекция.

Факси́миле (от лат. fac simile «делай подобное») до изобретения фотографии делалось посредством прорисовки оригинала эстампа через прозрачную бумагу и затем гравирования на металле, дереве или камне. Этот трудоёмкий процесс практически повторял всю работу по созданию исходного листа. Факсимильная копия графического произведения по своей сути сродни гипсовому слепку со скульптуры, где исходное изображение копируется максимально точно. Благодаря факсимиле мы можем изучать творческое наследие старых мастеров, даже если оригиналы утрачены.

Немецкая школа гравюры эпохи Возрождения, стоявшая у истоков этого вида графического искусства, представлена в коллекции факсимиле такими именами, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ганс Бальдунг, Ганс Гольбейн, Мастер E. S. Еще в преддверии эпохи Ренессанса немецкие мастера занимали особое положение в книгопечатании и внедрении искусства гравюры. Этому способствовало широкое использование бумажных мельниц и наличие нового, дешевого материала для гравюр и книг — бумаги. В творчестве некоторых немецких художников искусство гравюры часто главенствовало.

К началу XVII века ведущей школой гравюры становится голландская, а центром издания и торговли эстампами – Амстердам. Весомый раздел коллекции представляют работы голландского художника, рисовальщика и гравёра Рембрандта. В искусстве гравюры Рембрандт выработал свой собственный неповторимый стиль. Великий «мастер светотени» привнес в «сухую» и строгую графику небывалый спектр человеческих эмоций и чувств. Широко представлены в коллекции многочисленные итальянские и французская школа гравюры, ставшие к концу XVII века передовыми. Возрастает количество техник: меццо-тинто («черная манера»), акватинта, кьяроскуро, карандашная манера, пунктир, цветная гравюра… Список мастеров, представляющих эти школы и работавших в разных техниках, весьма обширен; все техники, самые знаковые имена, школы и династии (Маркары, Сент-Обены, Кошены, Тардье, мастерская Бартолоцци) можно увидеть в собрании факсимиле.

С увеличением изобразительных возможностей при переходе от ксилографии (гравюры на дереве) к техникам резцовой (линейной) гравюры и офорта, выполнявшихся на медной доске, ведущим жанром этого вида графики становится репродукционная гравюра. Распространенное в среде образованных людей коллекционирование произведений искусства требовало их широкой презентации среди «знатоков», тиражирования. Тиражирование, в свою очередь, способствовало появлению «кабинетов гравюр» - многие собиратели, не имевшие достаточных средств для покупки оригиналов, стали интересоваться только графикой. Можно вслед за главой французского Просвещения Дени Дидро утверждать, что гравюра популяризировала искусство, сделала его демократичным, доступным. В собрании музея находятся факсимиле репродукционных гравюр, выполненных по картинам «старых мастеров» – Рафаэля, Тициана, Рубенса. Жемчужина коллекции – листы из знаменитого «Свода Жюллиана» - первого в истории гравюры проекта целенаправленного и планомерного репродуцирования полотен художника еще при его жизни Жан де Жюллиан (1686 - 1766) собрал по разным коллекциям все известные на тот момент произведения Антуана Ватто и на свои средства организовал их перевод в графические листы. «Свод Жюллиана» открыл дорогу для репродуцирования живописцев-современников: Буше, Фрагонара, Грёза и других западноевропейских художников.