Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ПОЭЗИЯ РОССИИ

ПОЭЗИЯ РОССИИ

Поэзия России: от Пушкина до Бродского

На рубеже XVIII и XIX веков поэзия считалась «универсальным искусством», потому что «соединяла в себе пластические и словесные искусства с музыкою». Об «особом зрении» и «особом слухе» поэтов пишут столетиями. Самый известный в русской лирике текст на эту тему – «Пророк» Пушкина. Но можно ли изобразить саму поэзию?

На выставке «Поэзия России», приуроченной к Пушкинскому дню (6 июня) и Дню России, представлены произведения графики, живописи и скульптуры из собрания Калининградского музея изобразительных искусств. «Реальная» экспозиция дополнена виртуальной – более 60 артефактов. Настоящая поэтическая антология – тем более что в экспликации ко всем произведениям включены развернутые поэтические цитаты во временном диапазоне «от Пушкина до Бродского».

Значительную часть выставки составляют портреты. «Маяковский» Юрия Могилевского (1924 – 2002) – линогравюра в технике теневого силуэта – известен нескольким поколениям россиян: с 1960 этот портрет используется в качестве логотипа Московского академического театра имени Маяковского. Совсем в ином ключе, хотя и в той же технике, подан Могилевским облик Анны Ахматовой. Стилизованный под всем известные профили Елизаветы Кругликовой, портрет Ахматовой по-петербургски строг, изыскан. Белла Ахмадулина и Роберт Рождественский написаны с натуры гуашью. Яркие, броские, эпатажные, плакатные – и такие молодые: это 1960-е, когда выступления «эстрадных поэтов» в Политехническом музее и во Дворце спорта, собиравшие тысячи людей, стали символом эпохи. А представленное в виртуальном формате большое полотно Василия Дмитриевича Жилинского «Московские поэты», созданное в 1986, уже подводит итог той эпохе. Несмотря на преобладание чистых, ярких и контрастных, как российский триколор, цветов, картина ностальгична. Три фигуры в белом – Окуджава, Высоцкий и Ахмадулина – стоят на сцене; над их головами реют листы бумаги с торопливыми строчками; за их спинами – на скорую руку, крупными стежками сшитый задник, большое полотнище с узнаваемыми образами их стихов. За Окуджавой – Арбат с Пушкиным, который «прогуливается». За Ахмадулиной, вставшей на цыпочки и запрокинувшей голову («Дай стать на цыпочки в твоем лесу… и ощутить сиротство, как блаженство»), – московская квартира, собравшая «из слез, из темноты, // из бедного невежества былого // друзей моих прекрасные черты», и Лермонтов, с высоты взирающий на «Арагвы и Куры слиянье» («Тоска по Лермонтову»). За Высоцким – вечная российская птица-тройка, несущаяся над бездной в рай – «кони привередливые». А вот что за декорацией – неведомо, но ясно, что в зрительном зале – все мы.

Некоторым поэтам и произведениям посвящены целые циклы иллюстраций. Серия офортов «Поэты есенинского круга» (1985-86) потомственного гравера Андрея Дмитриевича Бисти (род. 1953), созданная в уникальной авторской технике, основана на основных мотивах Сергея Клычкова, Николая Клюева, Петра Орешина, Павла Васильева, самого Есенина. Стебли первоцветов-колокольчиков, стволы деревьев на бульваре, ветви рябины варьируют один и тот же рисунок-ритм – косого дождя и колеблемого ветром тростника – символа человека.

Прекрасны пушкинские циклы классиков российской иллюстрации – «семейного» авторского коллектива Г.А.В. Трауготов и Виталия Николаевича Горяева (1910 – 1982). Они посвящены отдельным произведениям – поэме «Медный всадник», «Маленьким трагедиям», стихотворениям «болдинского» и «михайловского» циклов – но как равноправного героя вводят в тексты самого поэта. Пушкин в этих сериях очень разный и… живой: он шалит и ленится, гуляет по Петербургу, пьет чай, хандрит, негодует – и веришь художникам, что из всего этого рождается такой же живой и трепетный стих, который «кипит и льется».

Конгениальны тексту Твардовского иллюстрации Ореста Георгиевича Верейского (1915 – 1993) к народной поэме «Василий Теркин». Музей гордится собранием оригинальных эскизов Верейского, выполненных акварелью и тушью. Цикл Верейского по-настоящему эпичен: он и обобщен, и в то же время детален и конкретен, фольклорен и документален одновременно. Известно, что для каждого своего героя, даже эпизодического, автор стремился найти прототип и особенно долго и трудно искал своего Теркина.

Дополняют выставку пейзажи «литературных мест» России – пушкинские Михайловское и Болдино, ахматовский Петербург, тютчевский Овстуг, блоковское Шахматово.

Бесплатно при покупке билета на выставку "Вышемирский. Избранное"

Возврат к списку