Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Фотолетопись


Цена: Стандартный билет: 0 руб.
Фотолетопись

Калининградский музей изобразительных искусств представляет выставку «Фотолетопись. К 75-летию основания Калининградской области». Экспозиция рассказывает историю становления региона с первых послевоенных лет, когда только погас огонь войны, и до наших дней, когда область обрела тот облик, который знаком каждому жителю.
Первые годы после окончания Великой Отечественной войны ознаменованы жизнью среди развалин старого города и интересом жителей и фотографов к тем впечатляющим руинам, которыми он изобиловал. Фотографии на фоне наиболее знаковых сооружений, таких как Кафедральный собор, Королевский замок, стали своего рода способом сближения с иной культурой, с новым пространством, которое теперь предстояло было обживать.

Первый раздел экспозиции посвящен образу города 1950 – 1960-х годов, нашедшему яркое отражение в фотографиях Альберта Тереховкина и Олега Максимова. А. Тереховкин начал делать снимки в 1949 году, когда приехал в Калининград для обучения в военно-морском училище. Его первые фотографии 1950-х годов стали знаковыми документами эпохи, в которых предстает уже не существующий ныне город. О. Максимов в своем творчестве больше сосредоточен на повествовании о жизни нового города, только зарождающегося на руинах Кёнигсберга. Уникальна его серия, посвященная разрушению Королевского замка.

Дополняет этот раздел выставки работа Антиниса Робертаса «Память о героях», созданная скульптором в 1967 году. Тема памяти о войне, о людях, павших на полях сражений, о матерях, потерявших своих сыновей, в 1960-е была свежа и актуальна, особенно в связи с возвращением празднования Дня Победы в 1965 году.

В экспозиции также представлен скульптурный портрет Маршала Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна, возглавлявшего во время войны Земландскую оперативную группировку, на которую была возложена задача по взятию города-крепости Кёнигсберг. Операция началась 6 апреля 1945 года и успешно завершилась 3 дня спустя подписанием 9 апреля 1945 года комендантом Кёнигсбергского гарнизона генералом Отто Ляшем акта о безоговорочной капитуляции. Скульптура была создана в 1987 году, к 90-летнему юбилею со дня рождения маршала армянским скульптором Саргисом Бардасаряном.

Лежащий в руинах Калининград не раз становился натурной декорацией для съемок фильмов о Великой Отечественной войне. Всего с 1949 по 1966 год в Калининграде было снято более 30 фильмов. Среди них – «Подвиг разведчика» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949), «Женя, Женечка и «катюша» (1967) и многие другие. Станислав Покровский запечатлел съемки советского фильма, которые проходили у руин Королевского замка. Фотограф сделал этот снимок, находясь около Овсяной башни — она была повреждена в годы Второй мировой войны.
Следующий раздел экспозиции представляет последующие этапы развития города с конца 1960-х годов вплоть до наших дней. Рубеж 1960 – 1970-х годов стал временем возрождения Калининграда, обретения им своего нового лица. Развалины сносятся, на их месте вырастают типовые многоэтажки. А с ними в город приходит новая жизнь, наполненная оптимизмом трудовых подвигов, спортивных достижений, что передано в фотографиях Валерия Лозового.

Работая фотокорреспондентом калининградских газет, Валерий Лозовой исколесил всю область. Его творчество – своего рода энциклопедия калининградской действительности периода «развитого социализма». Идеализированным образам советских людей, тружеников колхозов, заводов и рыбных промыслов с фотографий Лозового вторят портреты, созданные калининградскими скульпторами Надеждой Моргуновой и Михаилом Дуниманом.

Продолжают выставку лиричные фотографии Калининграда, созданные в 1990 – 2000-х годах Дмитрием Вышемирским, Юрием Павловым, Станиславом Покровским.
На одной из представленных в экспозиции фотографий запечатлен поселок Владимирово (бывшее поселение Тарау). В XIV веке в поселке была построена кирха Святой Катарины. В годы Второй мировой войны она практически не пострадала, и в советское время здесь был организован склад, где хранились химические удобрения. В начале девяностых собор начали понемногу восстанавливать. Юрий Павлов запечатлел процесс расчистки, которая проводилась в 1990 году. Все люди, изображенные на фотографии, одеты в нарядные костюмы: расчистка завалов началась сразу после концерта мужского хора.

Работы Дмитрия Вышемирского отражают современный облик нашего региона. В 2004 году фотограф закончил работу над одним из ключевых проектов в своем творчестве – серией «Кто-то рядом», которая является художественным осмыслением истории и культуры Калининградской области, где российская реальность сосуществует с культурно-историческим наследием Восточной Пруссии.

Выставка представлена в новом зале Музея. Посещение бесплатно при покупке билета на постоянную экспозицию.

Цена: Стандартный билет: 0 рублей

Возврат к списку