Есть в России место, где встречаются в идеальном сочетании волшебный морской ландшафт и благодатная природа. Красочный, пробуждающийся после зимы мир, где можно стряхнуть с себя зимнюю усталость. Конечно же, весенний Крым!
Весна в Крыму - это буйство красок и ароматы свежей зелени. Это тот самый момент, когда можно увидеть “зеленый” Крым, ведь летом безжалостное солнце выжигает все травы и цветы. А март, апрель, май – совсем другое дело. Именно это мгновение поймали в своих работах Александр Лопухин (1897-1986), в раннем творчестве он был близок к художникам «Мира искусства», и Михаил Рудаков (1914-1985), заслуженный художник РСФСР.
Лопухин Александр Ефимович (1897-1986, г. Москва)
Крым. Ай-Петри, 1915, бумага, акварель, гуашь
Рудаков Михаил Захарьевич (1914-1985, г. Москва)
Весна в Крыму, 1975, бумага, пастель, акварель
На живописных полотнах российских художников второй половины XX века предстает красота и богатство крымской природы и архитектуры.
Гурзуф и гора Аюдаг. Оба географических названия на разных языках означают «медведь», «Медведь-гора». Аюдаг – одна из главных, самых узнаваемых достопримечательностей Большой Ялты и всего Южнобережья Крыма. Виды Гурзуфа – красочные, яркие, манящие – возникают на полотнах Владимира Гремитских (1916-1991), ученика И. Э. Грабаря, С. В. Герасимова, и Олега Бордея (1916-1992), который каждую весну работал в Гурзуфе, где создал свои лучшие пейзажи южной природы..
Бордей Олег Григорьевич (1916-1992, Крым)
Ночной Гурзуф, 1981, холст, масло
Гремитских Владимир Георгиевич (1916-1991, г. Москва)
Пляж. Гурзуф, 1960, холст, масло
Графика калининградца Адольфа Шевченко (1930- 2018) раскрывает многогранность его таланта: представлена не типичная для художника черно-белая линогравюра, а легкий акварельный светоносный скетч, структурированный крупным размашистым штрихом - весенний виноградник в легкой дымке.
Шевченко Адольф Александрович (1930-2018, г. Калининград)
Виноградники Крыма, 1973, бумага, акварель, пастель
Шевченко Адольф Александрович (1930-2018, г. Калининград)
Крым. Гурзуф, 1973, бумага, акварель
Работы Владимира Серова (1910 – 1968), в 60-е годы он был президентом Академии художеств СССР, с необыкновенной нежностью и лиризмом показывают любимую многими соотечественникам Ялту.
Серов Владимир Александрович (1910-1968, г. Москва)
Вид на Ялту, 1953, холст, масло
Серов Владимир Александрович (1910-1968, г. Москва)
Дворик дома Книппер-Чеховой, 1964, картон, масло
Тенистые аллеи Таврического сада на картине народного художника СССР Евсея Моисеенко (1916– 1988) так и манят прогуляться по ним.
Моисеенко Евсей Евсеевич (1916-1988, г. Санкт-Петербург)
Таврический сад, 1980, холст, масло
А полотно «Море. Кастрополь» В.С. Пшеничникова (1882-1957) – словно убаюкивает шумом прибоя. Василий Пшеничников известен больше как художник-баталист, тем внимательнее стоит вглядеться в его морской пейзаж. Именно в Кастрополе, находясь на излечении после полученных в Первую мировую ран, будущий художник встретил свою любовь и одновременно – призвание (молодые люди познакомились на этюдах) С тех пор Василий Пшеничников по возможности ежегодно приезжал туда.
Пшеничников Василий Сергеевич (1882-1957, г. Москва)
Море. Кастрополь, 1940, холст, масло
Древние Греки называли Южный берег Крыма Тавридой, позднее это название распространилось на весь полуостров. Легенды и мифы, связанные с этими местами, известны каждому с детства. На графических работах литовской художницы Алдоны Скирутите (род. 1932 году) оживают музы и девы-воительницы, согласно преданиям, населявшие Херсонес.
Скирутите Алдона Прановна (1932, Литва)
Крымская - Херсонская легенда, 1976, бумага, цветной фломастер
Скирутите Алдона Прановна (1932, Литва)
Муза Крыма, 1976, бумага, цветной фломастер
В средние века город Херсонес называли Корсунь, под этим названием он крепко связан с именем князя Владимира и принятием православия на Руси.
Крым – переплетение истории и современности, мечты и реальности, природы и индустриальной мощи.
Конев Вячеслав Васильевич (1933 г.р., г. Курск)
Причал в Феодосии, 1986, холст, масло
Косьмин Дмитрий Александрович (1925-2003, г. Москва)
Севастопольский рейд, 1982, холст, масло
Разглядывая пейзажи курского художника Вячеслава Конева (род. 1933 году) и Дмитрия. Косьмина (1925-2003), заслуженного художника России, проникаешься величием Природы и Человека.