В рамках выставки «Звездные страницы балета» из собрания Бахрушинского театрального музея в Калининградском музее изобразительных искусств пройдет цикл лекций.
7 сентября в 18:30 «Выдающиеся балерины Большого театра XIX начала-XX века»
Лекцию прочитает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения, преподаватель Московской государственной академии хореографии, заведующий филиалом Музей-квартира Майи Плисецкой Театрального музея им. А.А. Бахрушина Оксана Андреевна Карнович.
Открытие Большого театра стало настоящим событием для Москвы начала XIX века, а история Московской школы балета неразрывно связана с театром. Именно в эти годы начался новый виток развития балетного искусства, когда вслед за европейскими премьерами на сцене Большого театра появились такие постановки как «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда» и зажглись новые звёзды, в числе которых воспитанницы Московской балетной школы как Полина Карпакова, Анна Собещанская, Лидия Гейтен и другие. Лекция будет посвящена людям, прославившим Московскую школу балета.
21 сентября в 18:30 «Запечатленные в фарфоре. Балетная пластика от Данько до Шемякина»
Лекция посвящена обзору традиции создания фарфоровых статуэток, изображающих звезд русского балета в их наиболее известных амплуа. Эта традиция восходит к началу ХХ века, когда русский балет обрел всемирную славу и известные коллекционеры стремились иметь у себя пластические образы легендарных танцовщиков и балерин. В советское время фарфоровые статуэтки подобного рода выпускались сначала для экспортной торговли, затем – согласно постановлению партии и правительства – «с целью придания черт индивидуальности советскому дому и приобщения советского человека к достижениям балета». Строгий материал, обладающий удивительной белизной, хрупкостью, особым звучанием, оказался в высшей степени соответствующим свойствам балета – чистоте образа, изысканной грации, неслышимой музыке движения. Чувствуя это, с балетным фарфором работали такие мастера, как сестры Данько, Матвей Генрихович Манизер, Дмитрий Иосифович Иванов, Михаил Михайлович Шемякин и другие.
10 октября в 18:00 «Майя Плисецкая и Московская школа балета»
Майя Плисецкая…Величественная, блистательная, неповторимая. В ней было нечто масштабное, не поддающееся анализу, но бесконечно восхищающее, притягивающее, будоражащее. Плисецкой достаточно было появиться на сцене, сделать жест, чтобы публика восторженно взрывалась аплодисментами. Всякое ее присутствие создавало особое настроение чего-то настоящего и значимого. Она жила ярко, надрывно, страстно, пренебрегая авторитетами, запретами, режимами, ломая барьеры, утверждая свою собственную правду в жизни и в искусстве. Весь ее облик – колдовская пластика рук, фантастический прыжок, царственный поворот шеи, стать, грациозность, жгучий темперамент несли печать свободомыслия и воли. Недаром партия Кармен стала эмблемой ее творчества. Бунтарка во всем, всегда прямолинейная, она делала то, что считала нужным.
Несмотря на огромный пантеон талантливейших балерин, Плисецкая останется непревзойденным символом балерины века XX. Одна из одиннадцати prima ballerina assoluta (титул, учрежденный мастерами романтической сцены XIX века), Майя Михайловна стала провозвестником новой эстетики танца, манеру которой невозможно перенять, скопировать.
Большинству профессия балерины кажется звёздною, усыпанной букетами цветов, высокими гонорарами, армией поклонников, но ежедневный изнуряющий труд, диеты, истязания, пот, слезы, остаются за кадром.
Лекцию прочитает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения, преподаватель Московской государственной академии хореографии, заведующий филиалом Музей-квартира Майи Плисецкой Театрального музея им. А.А. Бахрушина Оксана Андреевна Карнович.
12 октября в 18:30 Интерактивна лекция-экскурсия «Щелкунчик. Сказка-книга и балет сказка»
Интерактивная лекция-экскурсия по временной выставке «Звездные страницы балета» и постоянной экспозиции «Город Гофмана. Тайны двух миров. Погружение в мир сказки Гофмана и балета П.И.Чайковского
Стоимость билетов: бесплатно при покупке билета на выставку «Звездные страницы балета»