Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
En  Ru

Коллекции


Калининградский музей изобразительных искусств обладает крупнейшей в России коллекцией графики и живописи художника, которая также является уникальным монографическим материалом в фондовом собрании музея. Хронологический диапазон коллекции охватывает все периоды творчества Белютина: от ранних ученических работ (натурных этюдов и набросков) до абстрактного экспрессионизма и, наконец, «модульной» живописи.

Элий Белютин (1925-2012) – известный художник неофициального искусства, педагог и теоретик, одна из ключевых фигур культурной жизни страны эпохи «оттепели». Он получил известность после скандала 1962 года, разразившегося в московском центральном выставочном зале «Манеж». Именно тогда Никита Сергеевич Хрущев впервые познакомился с творчеством художников, тяготевших к авангардным тенденциям в искусстве. Он это воспринял в крайней степени негативно и отреагировал бранными комментариями и угрозами политической расправы в их адрес. Многие художники тогда ушли в подполье. А «Новую реальность» Белютина лишили официального статуса. Художник был вынужден самостоятельно искать средства для продолжения преподавательской деятельности.


Случившееся надолго закрепило за участниками студии ярлык «абстракционистов», что по существу не являлось правдой. Основная психологическая установка, которую задавал Белютин своим ученикам, заключалась в полном эмоциональном раскрепощении вплоть до гиперболизации переживаний. В изобразительном эквиваленте это выражалось в активных цветовых решениях, деформации формы, пастозной фактуре и других экспрессивных приемах, при этом изображение почти всегда оставалось фигуративным.


Стилистически произведения студии сложно отнести к какому-либо направлению. Работая вне прямого подражания, Белютин и ученики сумели синтезировать своеобразный художественный язык из элементов различных течений.


Устроенная Белютиным в начале 1960-х годов мастерская в селе Абрамцево стала Меккой для его круга художников и учеников. В какой-то мере это компенсировало им отсутствие выставочной деятельности и отзывов художественной критики в советском государстве на последующие двадцать пять лет.


Официальный процесс реабилитации неофициального искусства, был запущен в конце 1980-х годов, что значительно изменило ситуацию: представители андеграунда начали активно экспонироваться в Советском Союзе и за рубежом.

В 1990 году, когда после варшавской выставки произведения Белютина и студии «Новая реальность» возвращались в Москву, художник получил предложение показать их в Калининграде. Согласие было получено, и вскоре в Калининградском музее изобразительных искусств состоялась первая советская выставка студии «Новая реальность» под названием «От «оттепели» до «перестройки».

Это знаковое событие предопределило тесное сотрудничество между Белютиным и нашим музеем. Позднее было положено начало фондовой коллекции произведений «Новой реальности». Для дальнейшего комплектования работы закупались и приобретались в дар по завершению крупных выставочных событий, связанных со студией.

2017 год в нашей истории отмечен беспрецедентным событием – Нина Молева, вдова художника, передала в дар музею фактически всю мастерскую Элия Белютина, включая мебель и коллекцию, насчитывающую порядка 100 полотен и свыше 1000 листов графики. Это позволит в будущем воссоздать интерьер мастерской художника.