Виртуальная выставка к юбилею Ирины Александровны Старженецкой
Калининградский музей изобразительных искусств поздравляет с юбилеем академика Российской академии художеств, Лауреата Государственной премии, талантливого живописца Ирину Александровну Старженецкую.
Произведения Ирины Александровны находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее истории Москвы, в Московском музее современного искусства, а также во многих музеях и частных коллекциях России и других стран. Всех их не перечислить. Семь работ имеется и в коллекции нашего музея. Пополнение авторской коллекции происходило постепенно, первая работа была передана Министерством культуры СССР в 1989 году, затем на протяжении нескольких лет музей приобретал работы у живописца. А в 2020 году Министерство культуры Российской Федерации передало в фонд еще два живописных произведения.
Ирина Старженецкая принадлежит к поколению художников-бунтарей, которые разрушали стереотипы и создавали свой неповторимый колорит и стиль. Ей свойственны открытость в передаче чувств, эмоций, настроений, глубина мысли. Автор любит играть цветом, оперировать крупными планами.
В произведениях Старженецкой сразу чувствуется прекрасная школа. В 1968 году она окончила Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, где училась у таких крупных мастеров, как А. Грицай, Д. Жилинский, С. Шильников. Затем работала в музыкальных театрах СССР, но оставалась верна станковой живописи.
В «Автопортрете» 1981 года Ирина Старженецкая предстает в мастерской за работой в повседневном тёмно-зелёном платье и сером рабочем фартуке, однако в самой композиции угадываются черты парадного портрета - холст большого формата, в полный рост, в нарочито репрезентативной позе. Перед нами творец, уверенный в своём предназначении. Готовые картины и новый подрамник, изображённые за её спиной, прислонённый к стене муштабель – неизменные освященные традицией атрибуты живописи как вида искусства. И в то же время художник - женщина, с присущей ей трогательностью и беззащитностью, которые отражаются в почти детском выражении лица. Как символ домашнего очага и уюта у ног хозяйки расположилась кошка.
В желании высказываться искренне, по-детски непосредственно Страженецкая тяготеет к примитивному искусству. Стиль «Автопортрета» характеризуют простота и ясность композиции, плоскостность изображения, геометризованность фигур, жёсткость и угловатость силуэтных линий. Те же черты мы наблюдаем и в двойном портрете «Сёстры», написанном в 1983 -1986 годы. При всей условности и лаконичности изображения, лица персонажей Старженецкой вполне конкретны. Зритель безошибочно определит старшую из сестёр в статной фигуре в красном пальто, прочтёт в её горделивой осанке твёрдый, волевой характер, а возможно, и суровый нрав. Это «женщина-скала», монументальная и уравновешенная, в то время, как младшая сестра, в противоположность ей, мягкая и сердечная. В её фигуре присутствует скрытая динамика, во взгляде — одухотворённость.
В 1990-2000-е годы стиль Ирины Александровны особенно выразителен. При помощи крупных локальных цветовых пятен лепится форма, создаётся рисунок, рождается пространство: «Ока», «Река Таруска», «Ясный день», - мир чувств и эмоций, мир без границ. Изображению словно не хватает места, оно «выливается» за границы рамы.
Мы желаем Ирине Александровне творческого долголетия, неиссякаемой энергии и крепкого здоровья!
Ока,1990, холст, масло
Река Таруска, 1990, холст, масло
Ясный день, 1990, холст, масло
Сестры, 1983-1986, Холст, масло
Весна, 1986, холст, масло
Автопортрет в мастерской, 1981, холст, масло
Грозовая туча, 1986, холст, масло