На протяжении десятилетий День Победы остается одним из наиболее значительных народных и государственных праздников, символом великого подвига наших соотечественников. С каждым годом живых свидетелей тех событий становится все меньше. Но память и о страшных бедствиях военного времени, и о силе духа, сплотившей народ, их преодолевший, неизгладима.
Запечатленные художниками, смотрят на нас с портретов лица героев, самоотверженно приближавших победу на передовой и в тылу. Разворачиваются панорамы разрушенных городов, проступают в пейзажах образы израненной природы, а в сюжетных зарисовках – целительной человечности и теплоты.
Героизмом защитников родины служит неизменным мотивом для творчества и вдохновляет на создание выдающихся произведений.
Известный мастер батального жанра Владимир Иванович Резчиков застал трагические события военных лет еще ребенком ˗ с 12 лет будущий художник работал на Алатырском паровозоремонтном заводе, а в 17 удостоился медали “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.
На портрете слева перед зрителем предстает образ воина, выполненный обобщенно. Сурово сдвинутые брови, сжатый рот, темные глазницы. Вместо горящих глаз ˗ сверкающие ордена на груди. Чувство горечи пронизывает изображение. Но оно сменяется надеждой на второй из представленных работ. Уходящая за горизонт черным клином пашня, фигурка девочки в светлом платке, мужчина, мнущий в ладони комок земли, чтобы определить готовность её к севу, ˗ всё говорит о возрождении жизни.
Воинский дух, готовность бороться до конца передана в графических работах Самуила Исаковича Розинаса стремительностью линий и резким контрастом.
Черно-белыми контрастными линиями рисует свой образ героя Галина Петровна Завьялова. Война застала юную художницу в Ленинграде, где за время блокады она потеряла отца, а сама в конце февраля 1942 года вместе с интернатом художественной школы была эвакуирована в Самарканд и уцелела.
На портрете Алексея Пшеничко, выполненном спустя 23 года после его гибели, за плечом юноши остается обугленный древесный ствол, как остаются в прошлом лишения и потери, фигура же его обращена в другую сторону, где чистотой белого листа разворачивается будущее мирное время.
Ещё одного Героя Советского Союза ˗ Ивана Федоровича Трусова ˗ запечатлел своей рукой в пастельной зарисовке его соратник Рафаил Львович Орловский.
Не только мужество тех, кто защищал отечество на передовой, становилось источником вдохновения для художников, но и самоотверженное служение работников тыла.
Юрий Михайлович Непринцев, окончивший в 1938 году Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, во время войны не создавал батальных полотен и сюжетных графических работ, посвященных блокаде. Его интересовали люди, непосредственное впечатление от событий их жизни. На графических композициях мы видим женщин, готовых и защищать родину с мужчинами плечом плечу, и быть оплотом мирного быта. Запечатлен автором и совместный труд, когда никто не жалеет сил.
Женскому вкладу в дело Великой Победы отдал дань уважения Рифад Ахмеджанович Батаршин, уроженец г. Павловска Ленинградской области и выпускник Саратовского художественного училища.
Жизнь человека неразрывно связана с пространством вокруг, как рукотворным, создаваемым поколениями живших на родной земле людей, так и живым ˗ природными богатствами родины. Безжалостный след войны, впечатанный в окружающий мир, оставил свой отпечаток и в картинах современников тех разрушений.
Заснеженное поле с редкими тонкими обгоревшими стволами деревьев на фоне задымлённого неба вместо величественного пейзажа рисует перед нами Ярослав Викторович Титов ˗ художник, воевавший в 1942-1945 годах добровольцем на Волховском, Карельском, 1-м Дальневосточном фронтах и в январе 1944-го награжденный за участие в освобождении Новгорода орденом «Красной Звезды»
В линогравюрах Андрея Алексеевича Ушина мы видим фрагменты безжизненного города ˗ руины разрушенных домов, чернеющие элементы противотанковых оборонительных сооружений. Тревожное небо на работе справа крест-накрест перечеркнуто световыми полосами противовоздушной обороны ˗ в блокаду 14-летний Андрей Ушин оказался комендантом Местной противовоздушной обороны в своем доме на площади Льва Толстого.
В акварельной зарисовке Романаса Борисоваса мы видим здание Кёнигсбергской Биржи со следами разрушений после боевых действий, развернувшихся в городе.
Бывшее свидетелем кровопролитных сражений, это здание стало неоспоримым свидетельством победы созидательного начала. Преображенное снаружи и внутри, теперь оно – родной дом Калининградского областного музея изобразительных искусств, где вы всегда можете прикоснуться к региональному и российскому культурному наследию.